Во время этой проверки тестируются все возможные режимы движения АКПП и определяются моменты переключения передач в различных положениях дроссельной заслонки. При жалобах владельца автомобиля на беспорядочные, поздние или резкие переключения, прежде всего, нужно обратить особое внимание на работу двигателя. Следует помнить, что моменты переключений передач и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя. Для этого нужно проехаться на автомобиле и отметить моменты переключения передач. Данные, полученные при правильно проведенной проверке в движении, представляют собой ценный диагностический материал.
К проверке в движении необходимо прибегать в следующих случаях:
1. Претензии владельца автомобиля не совсем понятны;
2. Причина неисправности не очевидна или не была определена на предыдущих этапах диагностики АКПП;
• Во время проверки в движении следует обратить внимание на следующее:
• правильно определить моменты переключения передач;
• оценить работу АКПП на различных диапазонах;
• оценить качество переключения передач – плавность, скорость, и своевременность;
• проверить работу блокировочной муфты гидротрансформатора;
• определить наличие или отсутствие постороннего шума и вибрации;
• оценить работу двигателя.
Если проверка в движении показала во время переключения передач нерегламентированное увеличение оборотов двигателя, то это может являться признаком наличия проблем в работе фрикционных элементов управления, а именно их скольжении. Зная кинематическую схему и схему включения фрикционных элементов управления на передачах, можно методом исключения определить вышедшие из строя фрикционные элементы управления АКПП.
Следующий проблемы АКПП могут быть выявлены по итогам теста в движении:
1) Скольжение муфты переднего хода. случае возникновения скольжения в муфте переднего хода возможны следующие варианты поведения автомобиля:
• автомобиль не может двигаться на всех передачах переднего хода, независимо от положения рычага выбора диапазона;
• автомобиль нормально двигается на передаче заднего хода (положение рычага выбора диапазона «R»);
• если при «холодной» трансмиссии происходит значительная задержка включения муфты переднего хода, а при «горячей» трансмиссии она работает нормально, то, возможно, произошло затвердевание уплотнения поршня этой муфты или износ этого же уплотнения достиг критического значения.
2) Скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хода. В этом случае:
• скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хо¬да должно проявляться в первую очередь во время переключения 2-3, которое должно сопровождаться нерегламентированным увеличением частоты вращения двигателя;
• при очень плохом состоянии фрикционных накладок дисков этой муфты скольжение может возникать и при включении передачи заднего хода; следует отметить, что во время включения передачи заднего хода давление в основной магистрали, по сравнению с передачами переднего хода, значительно увеличивается, и, следовательно, возникновение буксования в рассматриваемой муфте на этой передаче маловероятно;
• затвердение и повышенный износ уплотнения поршня муфты прямой передачи и передачи заднего хода должны проявляться, прежде всего, для «холодной» трансмиссии; в этом случае переключение растянуто во времени или совсем не происходит до тех пор, пока масло не разогреется до рабочей температуры; при очень плохом состоянии муфты переключение на третью передачу может не происходить совсем, независимо от температуры масла, и автомобиль будет двигаться только на первых двух передачах;
• на первой и второй передачах неисправность муфты прямой передачи и передачи заднего хода никак не сказывается.
3) Скольжение ленточного тормоза второй передачи. Неисправность этого ленточного тормоза легко определяется, поскольку он используется только на второй передаче. В этом случае:
• при полном отказе ленточного тормоза вторая передача будет пропущена и при достижении определенной скорости произойдет переключение 1-3; при этом обгонная муфта первой передачи будет обеспечивать движение автомобиля на первой передаче до тех пор, пока скорость не достигнет значения, соответствующего переключению на третью передачу.
• если фрикционная накладка ленточного тормоза второй передачи изношена частично, то во время включения второй передачи будет возникать небольшая задержка, и процесс переключения, как правило, заканчивается ударом;
• при переводе рычага выбора диапазона из положения «D» в положение «2» или в случае принудительного переключения 3-2 в ленточном тормозе возникает скольжение или он совсем не включается.
4) Неисправность обгонной муфты первой передачи. Она работает на диапазонах «D» и «2». В случае ее неисправности:
• в АКПП не включается первая передача, и, следовательно, на диапазонах «D» и «2» движение автомобиля становится невозможным;
• автомобиль может трогаться с места только на диапазоне «1», поскольку на этом диапазоне включается ленточный тормоз первой передачи и передачи заднего хода.
• 5) Скольжение ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода. Этот тормоз используется только на диапазонах «1» и «R». Признаки пробуксовки ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода:
• автомобиль не может двигаться на передаче заднего хода;
• малоэффективное торможение двигателем при движении на диапазоне «1»; работоспособность этого ленточного тормоза нельзя проверить во время разгона автомобиля, поскольку в этом случае параллельно с ним работает обгонная муфта.
Подобный анализ работоспособности фрикционных элементов управления можно провести для любой трансмиссии с АКПП. Для этого на нашем сервисе имеются кинематические схемы АКПП разных производителей, а наши опытные мастера могут объяснить, какие элементы управления задействуются на каждой передаче.